10 октября 2013 в Российской Федерации в прокат вышел фильм Ф. Бондарчука "Сталинград". Данный фильм также планируется к широкому международному прокату. Фильм фактически целиком снят на государственные средства в размере 1 миллиарда рублей.
В России этот фильм вызвал у посмотревших его зрителей волну гнева (примеры отзывов от ветеранов Сталинграда , а также от волгоградцев, находившихся в осажденном Сталинграде всю битву). В фильме фашистские войска полностью захватили Сталинград. Советская Армия находится на другом берегу Волги и пытается переправиться через реку, чтобы отбить город. Группе из шести разведчиков удаётся занять один из домов, который находится напротив места переправы советских войск. В этом доме они соседствуют с девушкой Катей – одной из выживших жительниц дома. Весь фильм показывает события, разворачивающиеся в этом доме. Этот дом Бондарчук называет "Домом Громова" – по фамилии командира группы советских солдат, показываемых в фильме.
Ниже перечислены причины, вызвавшие недоумение и гнев посмотревших его кинозрителей.
Образ советских воинов. В фильме они показаны как профессиональные, сильные и ловкие, но в то же время глупые и непредсказуемые люди, постоянно совершающие нелогичные поступки.
Патриотизм советских воинов показан как невысокий. Несмотря на то, что контроль над "Домом Громова" является для Советской Армии единственной возможностью переправиться на занятый врагом берег и отбить город, командир бойцов вслух выражает сомнение в том, что разведчики будут стараться удержать контроль над домом в случае гибели Кати. Данный момент показывает советских солдат с крайне негативной стороны: то ли они не понимают важность контроля над домом, то ли они не собираются выполнять приказ.
Главный положительный герой – фашистский офицер Петер Кан. Петер Кан – фашист, которому приказано взять штурмом "Дом Громова" – это самый обаятельный и привлекательный из всех персонажей-военнослужащих c обеих воюющих сторон. Он – честный и благородный, интеллигентный, профессиональный и умелый воин. Он добивается превосходства во всех боевых столкновениях, ходит под снайперским огнем, не нагибаясь, постоянно философствует – просто доблестный тевтонский рыцарь, "Джеймс Бонд немецкого разлива".
Отношение жителей друг к другу показано как негативное, взаимопомощь полностью отсутствует. В подвале "Дома Громова" живёт группа мирных жителей численностью около 15 человек. Жители показаны нисколько не помогающими друг другу и, в частности, девушке Маше, за которой начинает ухаживать немецкий офицер Петер Кан.
Отношение жителей к советским солдатам показано как слабо негативное. На протяжении всего фильма жители из подвала "Дома Громова" ни разу не общались с солдатами, базирующимися на третьем этаже того же дома, не говоря уж о предложениях бойцам, например, помочь с пищей, перевязкой ран и стиркой одежды. Единственная встреча с местными жителями происходит в начале фильма. При этой встрече местная жительница грубит солдатам и обвиняет их в сдаче города.
Доказательства того, что жители живут в подвале того же дома, на третьем этаже которого сидят советские солдаты:
1) если мирные жители живут не в этом доме, то зачем Петер уводит Машу из дома перед штурмом?
2) Когда во время Дня рождения Кати поёт оперный певец, немец Петер, находящийся в это время у Маши в гостях, кричит от негодования, глядя при этом строго вверх (мол, вы, там, на третьем этаже, совсем с ума сошли?!).
Оба этих факта доказывают, что жители живут в том же самом доме. Почему фашисты, имея свободный доступ в подвал, не могут заложить туда взрывчатку и подорвать дом вместе с советскими солдатами – лишь одна из многих нелепостей сценария.
Отношение советских солдат к населению показано как слабо негативное. Советские солдаты в первые секунды знакомства с уцелевшей жительницей "Дома Громова" Катей относятся к ней как к подстилке. Например, когда выясняется, что уцелевший житель – не мальчик, а девушка, снайпер – солдат-балагур, которого можно считать одним из основных героев фильма – говорит, цитирую: «Ба, да это – девка, а не пацан! Блин, она какая-то контуженая, психически больная! Жалко, а то можно было бы её это самое...».
Отношение местных жителей к немцам показано как нейтральное или положительное. При каждом визите немецкого офицера Петера Кана и его сослуживцев в подвал в кадре появляется мальчик из местных жителей, приветствующий немецких солдат гитлеровским приветствием. Таких сцен в фильме целых три! Наличие этого мальчика в фильме никаким образом сюжетную линию не поддерживает, а также ею не обусловлено, в связи с чем создаётся такое впечатление, что он введён специально для демонстрации положительного отношения к немцам мирного населения. На стене одного из домов висит плакат с надписью "Гитлер-Освободитель". Смысл наличия этого плаката в фильме также не ясен, надпись на плакате – на русском языке, так что иностранные зрители надпись прочесть не смогут, из чего можно сделать вывод, что плакат добавлен в кадр исключительно для русскоязычных зрителей. Далее этот плакат никак себя в фильме не проявляет (ни жители, ни солдаты не пытаются его либо сорвать, либо испачкать или испортить).
Отношение советских солдат друг к другу в фильме показано как резко негативное. В самом начале фильма, сразу после захвата дома, командир Громов производит ревизию людей (пересчитывая тех, кто выжил, кто ранен и т.д.). Среди советских солдат оказывается моряк, который заявляет, что, мол, поскольку он – моряк, то и подчиняется он морскому штабу, а не приказам штаба сухопутной дивизии, как командир Громов. Командир Громов сразу же после этой фразы его убивает – менее чем через секунду после произнесения моряком этой фразы! Безо всякого диалога! И это при том, что по сюжету в «Доме Громова» – шестеро солдат и один матрос, больше наших в городе НЕТ ВООБЩЕ (все наши войска на другом берегу Волги!), бесконечно ценен и крайне нужен каждый патрон и каждый человек! Но моряка почему-то убивают сразу же, без какой-либо попытки его переубедить! Ему ни говорят ни одного слова! Из шестерых присутствующих солдат только один говорит после этого командиру: «Зря ты так, нам людей не хватает». Больше никто не выражает осуждения ни словами, ни внешним видом!
Отношение немецких солдат к населению показано как хорошее. Единственная показанная в фильме сцена насилия со стороны немцев по отношению к мирному населению – это когда немцы сжигают в автобусе, стоящем на площади, молодую еврейку с ребенком. Мотивируется это тем, что древние германцы перед битвой делали жертвоприношение для того, чтобы битва была успешной. Никакой ненависти и презрения к сжигаемой еврейке они не показывают – просто так получилось, и еврейке не повезло (у зрителей может создаться впечатление, что, если бы у немцев была немка в батальоне, то они, может быть, её бы сожгли, а не эту еврейку). Кроме этой сцены, вообще никакого насилия (!) со стороны немцев не показано. Ни во время сжигания (фашисты никого не избивают), ни позже, когда они гонят население на вокзал для погрузки в вагоны – ни одного удара (хотя бы для того, чтобы ускорить движение толпы на вокзал: среди людей есть много голодных и обессиленных)! Когда Катя, прожившая месяц в доме, оккупированном немцами, принимает ванну, на её теле не видно ни одной царапины, ссадины, синяка или раны, что наводит на мысль, что немцы вели себя с ней очень гуманно.
Отношение советских солдат к немецким похоже на нейтральное. В какой-то момент наш снайпер в оптический прицел видит у здания напротив "Дома Громова" немецкого офицера Петера Кана, и девушку Машу (его возлюбленную, о связи которой с немцем наши солдаты не знают, лишь строят догадки на эту тему). При этом у снайпера есть возможность по ним выстрелить. Логично, что эффективен будет только первый выстрел: второй человек из этой пары Маша-Петер, увидев смерть первого, сразу спрячется, и его будет очень трудно застрелить. То есть у снайпера есть выбор между девушкой и офицером вражеской армии – и снайпер решает подстрелить девушку (что у него получается). Отношение наших солдат к немцам, к борьбе с ними, больше похоже на спортивный задор и интерес футболиста – чья же команда больше очков наберет в матче. Оскорбительным образом советские солдаты называют немцев за весь фильм лишь пару раз. Когда в другой сцене советский снайпер убивает немца, набирающего воду у колонки в большие фляги, командир его очень резко ругает: «Ты что творишь, идиот? Даже животные на водопое друг друга не жрут».
Отношение немецких солдат к советским равнодушное. Почти во всех схватках советские солдаты убивают больше фашистов, чем теряют сами. Это логично: в разведку все-таки шли не обычные люди; они имели специальную подготовку к рукопашным схваткам и были крепче физически. Поэтому на всём протяжении фильма немцы никак не могут взять «Дом Громова». Начальник Петера Кана постоянно его за это отчитывает. Но никаких комплиментов по отношению к советским солдатам (например, «они сражаются очень храбро», «вот бы нам таких солдат – мы бы завоевали СССР за месяц», «невероятно, насколько они мужественны» и т.п.) нет. Просто «опять не получилось» – и всё. То есть это всё – как бы досадная случайность, которой нужно удивляться, как будто бы обычно всё по-другому. В то же время немцы (особенно полковник) постоянно жалуются на вшей. Складывается впечатление, что вши немцам создают больше проблем, чем обороняющийся "Дом Громова". Главный герой Петер Кан на встречах с Машей постоянно философствует и твердит, что советские солдаты сражаются лишь из-за чувства мести, подло себя ведут. Данные изречения немца никак не вплетены в сюжетную линию, Маша не пытается их прервать из-за незнания немецкого языка.
Всё вышесказанное формирует у российских зрителей негативный образ, причём как советских солдат, так и мирного населения города. Широкий показ фильма за рубежом сформирует его и у зарубежных зрителей.
Справка: По официальным данным германских оккупационных властей, на момент проведения ими учёта мирных жителей их оказалось 25 тыс. С учётом 80 000 сумевших покинуть город до оккупации, в самом городе в результате бомбёжек и артобстрелов немцы уничтожили около 900 000 гражданского населения. Из 25 тыс. под оккупацией на принудительные работы было привлечено 13 тыс. человек, 4000 было угнано на рабский труд в Германию, примерно 5 тыс. человек были использованы для «нужд» Вермахта и организации Тодта. В ведении 6-й армии находились и лагеря советских военнопленных. Так, только в лагерях, расположенных в районе Воропоново и Гумрака из 3500 военнопленных остались в живых только 20 человек" (источник)
Несмотря на данные исторические факты, одна из двух главных героинь фильма – Маша, которая должна была, казалось бы, знать о том, что происходило в её городе – не уклоняется от ухаживаний немецкого офицера Петера Кана, который приходит к ней в подвал «Дома Громова», приносит консервы, занимается с ней любовью. Совершенно очевидно, что Маша не пытается избежать этих встреч, например, путём переселения в подвал в любом соседнем доме (из-за боевых действий и голода каждый день в городе гибло много мирных жителей, и в подвалах домов постоянно освобождались новые места для проживания), где Петер не смог бы её найти. Данный аспект сюжета вызывает массу вопросов, оскорбляет чувства переживших немецкую оккупацию, а также внесёт свой вклад в формирование негативного представления о российских женщинах у иностранных зрителей фильма.
Фактически главным героем фильма является немецкий офицер, который показан как интеллигентная благородная личность. Это может быть квалифицировано как неприкрытая героизация нацизма, запрета на которую Россия добивается от ООН!
Особенно непонятным финансирование данного фильма из госбюджета выглядит на фоне следующих действий государства:
* создания и развития государственного военно-патриотического телеканала «Звезда»;
* реализации государственной программы патриотического воспитания молодежи, имеющей бюджет в размере 700 млн. рублей;
* многократных ежегодных попыток РФ убедить Генассамблею ООН в необходимости принятия резолюции о недопустимости героизации нацизма (в декабре 2012 года эта резолюция в конце концов была принята).
Кроме идеологических изъянов, в фильме крайне много логических нестыковок и бессмысленных действий всех показываемых персонажей (в частности, организатор фестиваля "Кинотавр" Марк Рудинштейн заявил, что фильм - режисерский провал Ф.Бондарчука). Этот недостаток фильма может оттолкнуть иностранного зрителя от российского кинематографа на многие годы, что явится тяжёлым ударом по российскому кино и имиджу РФ в целом.
В связи с этим, а также в связи с тем, что фильм снят исключительно на деньги Фонда Кино и структуры «ВТБ Капитал», косвенно подконтрольной государству, мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому со следующими требованиями:
* привлечь к ответственности лиц, принимавших решение о финансировании кинокартины «Сталинград» и рассмотреть вопрос об их пожизненном исключении из комиссий и советов, решающих вопросы о выделении государственных средств на создание кинофильмов;
* привлечь к ответственности членов совета, проверявшего историческую достоверность кинокартины «Сталинград»;
* запретить прокат фильма в РФ;
* запретить прокат фильма за рубежом;
* отменить заявку фильма на кинопремию "Оскар";
* потребовать перечисления части средств, вырученных от проката фильма, в фонд ветеранов Великой Отечественной войны.
|