Овда - это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не
знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и
безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные
мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды,
чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным
ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных
старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).
Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с
предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов,
манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3
имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют
загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь,
сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. "Чудь белоглазая" - так называли поморы низкорослых и
тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым
("водянистым") цветом глаз и волос. "Чудь" - то есть чудесный, магический народ, а потому
опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих
мари есть повод для подобных страхов.
Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада.
Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической
традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется
нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой
лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на
"красных девиц" и "добрых молодцев". В более поздних народных поверьях - это одинокая старая
женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей
возраст уходит в глубь веков ("Когда моя бабушка еще была маленькой
девочкой, Она уже была древней как мир" - так сказал автору однажды
известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду
из Килемарского района республики).
Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но
способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить
любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом
ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но
природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать
три злых (Во как! Какой интересный "баланс" - вроде, как и не хочется,
а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков,
конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает
собственную душу - не больше и не меньше.
Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик
прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое
сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в
жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и
жизненную силу (вспомним "девицу-огневицу" или иначе "огневку" из
Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в
ненасытной роковой женщине).
Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой
ДАР (именно дар, а не что иное) и "злую" судьбу какой-либо женщине, а
еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и
умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело,
долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и
ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к
будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в
крыше ее дома, а иначе ее "черная" душа не покинет тело.
До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о
том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную
плату. Наиболее "добрые бабушки" проживают в Сернурском и Килемарском
районах края.
Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это
палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не
будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом,
вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами
поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают,
что цена того стоит. Бог им судья!
Кто асилил маладес! )))
|