Тянуть канитель
Старая деревенская забава: подойти к коню и
дёрнуть его за растительность в паховой области, так называемую
«конитель». Лошадь, получив от шутника такой заряд бодрости, на
несколько секунд цепенела, а потом становилась очень злой и пыталась
настигнуть обидчика, чтобы покарать его. Задачей шутника было,
соответственно, как можно скорее добраться до безопасного места. Отсюда выражение «тянуть канитель» — заниматься вместо работы дурацкими шутками.- Лезть на рожон
Рожон
— утоптанное место на сеновале, где селяне предавались любовным утехам.
Когда девушка «лезла на рожон», она была морально готова к тому, чтобы
потерять свою девичью честь. Поэтому, «лезть на рожон» — «идти туда, где тебя непременно отымеют».
Попасть в просак
Происхождение
слова «просак», благодаря фильму «Жмурки», стало известно даже лицам,
весьма далёким от этнофилологии. «Просак» — это промежуток у женщин
между влагалищем и анусом. Нетрезвый или неопытный любовник,
промахнувшись мимо одного из этих естественных отверстий, попадал в
«просак», испытывая при этом сильную боль.
Не видно ни зги
Слово «зга» на старославянском языке означало «мозг». Собственно, слово «мозг» ведёт свою этимологию от слова «зга»: зга — моя зга — мозга — мозг Как
несложно догадаться, выражение «не видно ни зги» означает полную
темному: мозгов-то никогда не видно. Они у живого существа всегда
внутри черепа. Ясно также и происхождение слова «згинуть» (совр.
«сгинуть»): с окончанием срока службы мозга человек, как правило,
умирает.
Б-г шельму метит
Слово «шельма» — это искажённое
«тельник», или просто «тельняшка». Но почему тельняшку метит на чёрные
и белые полосы именно Б-г? Оказывается, раньше священники носили под
рясой... именно тельняшки. Так как они были и остаются самым удобным
рабочим бельём. От этого русского обычая — носить тельняшку под рясой —
и пошло выражение «Б-г шельму метит».
Выдрали, как Сидорову козу
Эта
пикантная история берёт начало в XII веке. Боярин Сидор Ковыла-Вислов,
личный друг великого князя Василия Дмитриевича, отличался
экстравагантной привычкой: «драть» коз. То есть, говоря медицинским
языком, совокупляться с козами. Так что правильно было бы употреблять эту пословицу в варианте не «выдрали, как Сидорову козу», а «отымыли, как Сидорову козу».
Прописать ижицу
«Ижица» — это, как известно, название одной из букв церковнославянского алфавита. Но не только! Ижица
— это ещё и название веника из веток ивы. В старину такие веники
использовали врачи при лечении некоторых болезней, таких как радикулит,
понос и малокровие. Соответственно, выражение «прописать ижицу»
означало «прописать порку веником». Забавный факт: многие русские
бояре, получив подобное «лечение», не на шутку увлекались такими
порками: задолго до опытов Маркиза де Сада и Барона фон Мазоха. Так что
и тут, как и в случае с радио, электричеством и мобильным телефоном,
первенство принадлежит русским.
Положить в долгий ящик
Презервативы
были известны ещё в Древнем Египте. Тогда они представляли из себя
завязанные кусочки овечьих кишок. Примерно таким же образом выглядели
презервативы и на Руси, с той только разницей, что на материал для них
шли не овечьи кишки, а козьи. Сам же презерватив назывался тогда не
«изделие номер два», а «долгий ящик». «Ящик» — так как в него
складывался мужской отросток, а «долгий» — так как славяне, потомки
варягов, издревле славились богатырской длиной детородного органа. Т.е.
«долгий» означает здесь просто «длинный». После соития крестьянки
часто опасливо спрашивали барина: не будет ли детей. На что барин,
крутя ус, шутливо отвечал: «Не ссы, Марфа, детей мы всех отложили в
долгий ящик».
Бить баклуши
Баклуши — это ягодицы. «Бить
баклуши» — самая лёгкая работа для банщика, так как ягодицы — весьма
нечуствительная часть человеческого тела. Следовательно, от банщика при
битье баклуш не требуется ни точность, ни старательность: всё равно
клиент не заметит никакой разницы.
Чур меня
Национальный вопрос раньше стоял ничуть не менее остро, чем сейчас. Быт
15:13-15: И сказал Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в
земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я
произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после
сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в
мире и будешь погребен в старости доброй. Восклицание «чур меня» в
полном виде звучало как «да чтоб меня чурка поймал» и означало примерно
то же самое, что и современное «бл* буду». «Чурками» же на Руси называли всех неславян, от немцев до татаро-монголов.
|