Среда, 24.04.2024, 05:08Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Календарь

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 17 » Наш, любимый Дербоград!!!
15:52
Наш, любимый Дербоград!!!


Казань за последние десятилетия сильно разрослась, присоединив к своей территории бывшие посёлки и деревеньки. Но такие населённые пункты поглощались не только из за расширения территории казанских новостроек, как это происходило на Горках. Борьба за статус города-миллионника, побудила городскую администрацию включать в состав Казани такие достаточно удалённые посёлки как Аракчино и Дербышки. Жители последнего, раньше с гордостью называли его Дербоградом и надо заметить, не без оснований. Ведь в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, сюда было эвакуировано несколько крупных предприятий, которые до последних лет прежней эпохи, до самого момента разрушения советской промышленной экономики, имели статус бюджетообразующих. Отзвуком тяжёлой, большой кровью доставшейся Победы, сейчас в Дербышках является памятник солдату-герою Николаю Липатову, совершившему в августе 1944 года такой же подвиг, как и Александр Матросов. Но про подвиг самопожертвования совершённый Александром Матросовым знает вся Россия, а вот про подвиг Николая Липатова, знают даже не все казанцы...

Эвакуация в Казань военных лет большого количества заводов, изменила не только её промышленный облик, но и увеличила число жителей города, так как вместе с оборудованием 70 предприятий эвакуированных в ТАССР к нам переехали и заводские специалисты. По сравнению с довоенным уровнем уже к весне 1942 число жителей Казани возросло с 401 до 515 тысяч человек. Как спутник столицы республики вырос тогда и посёлок Дербышки, куда были эвакуированы некоторые предприятия Ленинграда. После Победы часть специалистов не стала возвращаться к берегам Невы, оставшись жить на новом месте, придав тем самым Дербышкам часть ауры Северной столицы России. Как следование пословице «в здоровом теле – здоровый дух», в Дербышках был возведён огромный спортивный стадион, которым мог бы гордиться и весьма крупный город.

Одной из вех включения Дербышек в состав столицы Татарстана, было решение помимо автобусного маршрута, создать для посёлка линии сообщения подведомственные Казгорэлектротранспорту. От остановки Халитова (Компрессорный завод) стали прокладывать трамвайные пути и тянуть контактные электросети для трамваев, планировалась и организация движение троллейбусов. Но наступившие времена капитализма со звериным оскалом, внесли в жизнь Дербышек свои несладкие коррективы. Строительство трамвайных путей было ограничено обустройством нового депо за Первым Переездом. Троллейбусное же сообщение так и осталось лишь в сладких грёзах.

Несмотря на транспортную и другие проблемы, жизнь современных Дербышек не замерла. На центральной площади обустраивается Новогодняя ёлка, а новогоднее театрализованное представление для местной детворы, проводят во Дворце культуры. Когда-то, в сталинскую эпоху, это было помпезное здание, в стиле ампир советúк, но к нынешнему времени, из-за чрезвычайно скромного субсидирование в здание пришло обветшание, оно не заметно с беглого взгляда, но близкое знакомство со зданием не очень радует…

В XVI веке у речек Казанка и Киндерле располагалась деревня Дербышкино (Дэрвиш авылы, Дэрбишгали, Дербышки), тогда расстояние от этой деревни до Казани исчислялось в тринадцать с половиной вёрст. Считают, что своё название этот населённый пункт получил от человека по имени Дервиш. Выдающийся советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор и член-корреспондент АН Татарстана Альфред Хасанович Халиков, считал, что сохранившееся название деревни свидетельствует о принадлежности её какому-либо представителю мусульманского духовенства. Известно ещё, что имя Дербыш носил астраханский хан и один из государственных деятелей Казанского ханства.

До утраты государственности Казанским Ханством в 1552 году, Дэрвиш авылы была собственностью хана, а после трагических для татарского народа событий, стала дворцовой. К этому времени деревня была значительных размеров, здесь имелось 40 четвертей пашенной земли, 500 копён сена в двух местах – 200 под Дербышкиной и 300 к Тивельдям за рекой Казанкой. В 1566 году дворцовая деревня была отделена «Мансуру и Ивану Матвеевы дети Товарищевым» - новым казанским жильцам их братом Никифором. Но как ни странно, сравнительно скоро, в 1567 году, писцовая книга фиксирует здесь лишь три крестьянских двора, один из которых пустой. Кроме того, непонятно о каких Дербышках речь, к тому моменту Дербышки Малые (Кузьминское Займище) располагались на Арской дарýге в восьми верстах от Казани в районе влияния речки Нокса в Казанку. Т.е. примерно где сейчас находятся улицы Школьная и Садовая. Дербышки Большие находились при речке Казанка и Киндерка, на расстоянии десяти вёрст от Казани. В записях писцовой книги 1617 года Дербышкино насчитывается уже девять дворцовых крестьянских дворов. К 1650 году количество дворов в деревне вырастает до 22-х, в числе которых 19 дворов крестьян, в трёх живут бобыли. Общее население деревни составляет 41 человек, а пашенной земли здесь теперь 52 десятины. Деревни Малые и Большие Дербышки существуют до сей поры.

Просмотров: 1433 | Добавил: derbograd | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 казанец  
0
Никогда нигде ни официально, ни полуофициально не писали, что для миллионерства Казани, которое случилось только в 1979! году, включили посёлки, потому что это совершенно не так. В начале 50-х годов шло зализывание ран после тяжелейшей войны, из-за возврата в свои города эвакуированных Казань и поволжско-уральские города даже уменьшились на 100-200 тысяч и было совсем ещё не ясно, сколько останется в итоге, в Казани было <600 тыс. жителей, и местым властям ни в одном из городов было ещё не до погони за миллионом как в брежневское или теперешнее время. Более того, ещё полтора десятка лет оставалось, чтобы миллиона достигли даже куда более статусные тогда города Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск. Да, бытует такой народно-маргинальный отвратительный миф, что Казань на самом деле меньше, но стала и является миллионером только из-за присодинений Дербышек, Аракчино и (Вы, кстати, забыли) Юдино, которые были сделаны из-за других утилитарных (экономическо-инфраструктурных) целей в начале 50-х гг за почти три десятка лет до 1979 г.
Кстати, и идея включения Дербограда тем более никакого отношения к планам горэлектротранспорта не имела. Трамвай сюда никогда не планировался, хотя в конце 1980-х годам и появилось трам.депо на Сиб.тракте. Позже рядом с трам.депо было запланировано строить троллейбусное, но это отменили и территория с корпусами отдана под автосалон. Тем не менее до Дербышек планировался с 1990-х гг и продолжает планироваться согласно новому генплану троллейбус.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |